Словосочетание «готическое искусство» впервые появилось в эпоху Возрождения. Слово «готика» произошло от итальянского «gotico», что значит «готский» и связано с германским племенем готов.
Готическим называли искусство, не следовавшее традициям античности и не представляющее интереса для современников. Во времена Возрождения понятие «готическое» означало «варварское» противоположное «римскому». Вот что говорил о готическом искусстве итальянский историк-искусствовед Джорджо Вазари: «Упаси, Боже, любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек, что и не заслуживают того, чтобы говорить о них больше, чем сказано». Мнение Вазари как нельзя лучше показывает отношение к готике итальянцев в эпоху Возрождения. Подобное отношение и представление о готическом искусстве изменилось лишь в XIX веке, когда средние века перестали считать «темным временем» или «темными веками», но «готическое» название за искусством средневековья сохранилось.
Готика имела в разных странах Европы свои хронологические рамки и характерные особенности, но самым распространенным и общепризнанным временем, на которое приходится расцвет готического искусства, являются
В Европе, к концу XII века, центрами религиозной, культурной, политической и экономической жизни стали не монастыри, как в романском периоде, а города. Поговорка того времени гласила: «Городской воздух делает свободным!» Города включали в себя резиденции духовенства и церкви, дворцы аристократов и университеты, города были полны ремесленников, паломников и студентов. Основными центрами общественной жизни в городе были собор и ратуша. Над каменной двухэтажной ратушей, в которой проводились собрания, возвышалась башня, символизирующая свободу города. Собор полностью вмещал все городское население, на соборной площади проводились театрализованные религиозные постановки, а также проповеди и дискуссии.
Архитектура готических храмов значительно отличается от сооружений романской эпохи. Церковь романского периода приземистая и тяжеловесная, готическая же напротив — легка и устремлена вверх. Этого удалось достичь благодаря новой конструкции сводов. Если ранее своды располагали на толстых стенах, то в готической архитектуре своды стали возводить на арках, размещенных на столбах. Боковое давление свода, в данном случае, передается аркбутанам — наружным полуаркам, а также контрфорсам — наружным опорам, являющимся в своем роде «костылем» здания.
Благодаря этой конструкции, уменьшилась толщина стен и увеличилось внутреннее пространство. Так как стены перестали выполнять функцию опоры для сводов, то появилась возможность проделать в них множество окон, арок и галерей.
Так как в готической архитектуре исчезла ровность стен, соответственно была упразднена настенная роспись, которая уступила место витражу — изображению-мозаике, составленному из кусочков разноцветного стекла и помещаемому в оконные проемы. Помимо витражей, убранство готических храмов изобилует рельефами и статуями.
Во эпоху готики сильно изменился образ Христа, на первый план выдвинулся мученический образ, художники изображали страдающего и скорбящего Бога, распятого на кресте и принявшего сильнейшие муки.
Готическое искусство постоянно обращалось к образу Божьей матери, параллельно во времена Средневековья зародился рыцарский культ поклонения прекрасной даме, зачастую два этих образа пересекались и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины.
Помимо религиозных верований, сохранилась вера в фантастических существ, таких как химеры или горгульи, скульптурами которых зачастую украшали готическую архитектуру, впрочем как и романскую.
Что касается средневековой литературы, помимо церковных книг, большой популярностью пользовались романы и исторические хроники, которые включали в себя сцены светских увеселений, рыцарских турниров и крестьянского труда, а также были декорированы обрамлением из цветочно-травяным орнаментом.
Оставить комментарий через «В контакте»