Реклама:


Откройте в себе профессора

Уникальная методика поможет быстро запоминать большой объем текста и любой набор цифр, значительно увеличить скорость чтения, а выбор того или иного набора упражнений для тренировки поможет найти Вам свой стиль обучения. Навык эффективного чтения вполне достижим. Необходимы только методика и тренировка.

Откройте в себе профессора

Откройте в себе профессора

Средняя скорость чтения взрослого человека на русском языке составляет 180–250 слов в минуту (такова же и скорость быстрой устной речи). Через несколько недель тренировок скорость чтения можно увеличить в два-четыре раза, в зависимости от приложенных усилий и индивидуальных способностей.

Пределом возможной скорости чтения являются 800–900 слов в минуту, а реальный ориентир 400–600 слов.

Суть эффективного чтения не в скорости как таковой, а в умении изменять манеру и темп чтения в зависимости от поставленных задач.

Изготовление упражнений

Сначала надо — изготовить упражнения. Для целей тренировки многократно читать небольшой и несложный текст. Каждое упражнение нужно иметь в шести-восьми вариантах. Мы приведем один из вариантов. В соответствии с образцами напечатайте или аккуратно напишите на отдельных листах бумаги.

Упражнения вам пригодятся только на начальной стадии обучения. В дальнейшем их заменят газетные и журнальные страницы.

Весь курс состоит из десяти часовых занятий. В промежутках между занятиями, пользуясь приобретенной техникой, ежедневно читайте не менее получаса.

Измерять скорость чтения надо перед началом занятий, а потом контролировать ее примерно раз в неделю. Для этого выберите какую-нибудь книгу, один раз подсчитайте среднее число слов на странице, а затем выбирайте из нее отрывки примерно по четыре-пять страниц (около тысячи слов) и засекайте время. Самостоятельно определить качество понимания прочитанного непросто, но в итоге и с этим можно разобраться.

Взгляд на строку

Читающему человеку неосознанно кажется, что его взгляд плавно скользит по строке. На самом же деле во время чтения глаза движутся по строке скачками. Считывание информации происходит только во время фиксации взгляда. В этот момент человек воспринимает определенный интервал текста. От величины этого отрезка, называемого полем зрения, и зависит скорость продвижения по тексту. У нетренированного человека поле зрения обычно равно одному — двум словам. Специальные упражнения позволяют довольно быстро увеличить его до трех-четырех слов. Именно столько слов обычно умещается в газетной или журнальной колонке.

Упражнение № 1

Возьмите простой текст (можно детскую книжечку) и разметьте ее следующим образом:

Вы должны научиться чувствовать, как движется
ваш взгляд во время тренировки. Эти упражнения
надо делать медленно и тщательно. О скорости
пока думать рано. Старайтесь попасть взглядом
в поставленную точку и сразу увидеть весь отрывок,
как будто открывая диафрагму фотокамеры.

Упражнение № 2

/ Попробуйте определить, / сколько слов / вам удается / воспринимать / за одну / / фиксацию. / Однако, учтите / — эта величина / не задана жестко / она зависит от / / структуры предложения. / Начинать строку / или фразу / мозг стремится / с одного слова / — еще один небольшой, / но явный / резерв для вас. /

Упражнение № 3

Теперь возьмите детскую книжку с крупным шрифтом и читайте ее уже без разметки. Комбинации длинных и коротких слов будут разнообразными: если соседние слова связаны по смыслу, то их легче воспринимать вместе. Представьте себе асфальт, покрытый лужами: опуская ногу, вам приходится выбирать сухое место, поэтому шаги получаются разной длины. Но вы должны научиться определять, где находится ваш взгляд — «в воздухе или на земле», движется он или стоит. Когда освоитесь, попробуйте увеличить «длину шага» или скорость движения — эти два варианта (попеременно) будут служить разминкой на первых занятиях.

Упражнение № 4

Попробуйте определить размеры своей «зрительной рамки». Для этого возьмите любой однородный текст и постарайтесь, двигаясь по нему взглядом, как бы «разметить» его на слова в соответствии со своими возможностями. Фиксируйте количество слов, одномоментно попадающих в поле зрения, не читая их; смотрите как бы сквозь слова, отмечая лишь их контуры. Упражнение выполняйте в темпе, раза в два превышающем привычный для вас, по три-пять минут в середине занятия. Со временем вас может ожидать приятный сюрприз: чисто механической фиксации окажется достаточно для усвоения слов. Иными словами, если ваше восприятие станет более быстрым и как бы автоматическим, значит, читательская квалификация возросла.

Осваиваем механизм чтения

Попробуйте добиться, чтобы ваш взгляд перемещался сверху вниз по центру колонки.

Вначале придется нелегко — ваш взгляд будет упорно вырываться из-под контроля. Не смущайтесь, ведь вы хотите изменить стереотип, которым пользовались много лет. Время его перестройки может измеряться часами, а то и днями. Данная задача будет для вас основной в первой половине обучения.

Сначала убедитесь, что вам удается правильное чтение очень узкой колонки (взгляд, должен скользить, как кисть маляра по вертикальным штакетинам забора). Затем, воспользовавшись упражнением № 6, расширяйте доступную вам колонку. Каждый текст читайте не менее двух-трех раз. Сначала как бы обозначьте движения глаз, а потом уж вчитывайтесь в содержание. Если что-то не отложилось в памяти, повторите чтение в том же режиме.

Упражнение № 5

На первых по­рах неплохо,
чтобы кто-ни­будь наблюдал
за движениями
ваших глаз.
Наблюдающий
располагается
напротив вас
и следит что­бы ваш зрачок
перемещался
только вер­тикально.

Упражнение № 6

Вы
може-
те не-
много
облегчить
свою задачу.
Проведите
черту по сере-
дине колонки,
чтобы ваш взгляд
скользил по ней.
По краям колонки
установите два
цветных листа —
направляющие
движение взгляда.

Упражнение № 7

Психологический прием. Представьте себе, что ваши глаза могут передвигаться только вместе с головой; тогда при чтении вам придется поднимать и опускать голову. Напряжение мышц шеи поможет зафиксировать ваш взгляд на центре колонки.

В упражнении № 6 ширина нижней колонки должна достигать в первой половине курса 18–24 знаков, во второй — 30–36 знаков. Как только ваш взгляд «сорвался» с центральной линии, возвращайтесь назад и старайтесь продвинуться как можно ниже.

В газетах и журналах текстовые колонки могут содержать 22 или 30 знаков. Найдите интересные для вас публикации в варианте, содержащем 22 знака, и начинайте работать с ними. Овладев чтением по центру колонки, надо приступать к практике: каждый день читайте в таком режиме два-три раза по 15–20 минут. Надо добиться нормального понимания, но для этого текст придется часто перечитывать.

Назовем чтение журнальной колонки упражнением К. На занятиях его нужно выполнять в комплексе с другими упражнениями. В те дни, когда у вас нет занятий, это главное содержание вашей практики. Вот еще одно упражнение, которое должно помочь вам привыкнуть к новой технике, и растянуть «зрительную рамку».

Упражнение № 8

Установите текст подальше от себя и вглядитесь в крупное слово. Затем быстро переведите взгляд в нижнюю строку:

СОБЛЮДАЙТЕ
правила гигиены чтения.
СТАРАЙТЕСЬ
не тренироваться в транспорте.
ТРЯСКА
сильно утомляет глаза.

Человек способен одномоментно воспринимать не более пяти-семи объектов. В этом вы сами можете легко убедиться.

Напишите на листе бумаги несколько случайных букв. Воспринять и запомнить такую информацию без подготовки не так-то просто. Аналогично ряд из нескольких цифр мы воспримем как набор отдельных элементов, поскольку механизм их автоматического суммарного восприятия не задействован. Хотя не исключено, что у тех, кто регулярно сталкивается с цифровым материалом, может выработаться навык чтения подобных текстов.

Упражнения с цифрами

Эти упражнения довольно эффективны. Уделяйте им на каждом занятии не менее 15–20 минут.

Каждую из приведенных таблиц надо начертить на плотной бумаге размером 20×20 см в нескольких вариантах. Таблица № 1 должна по длине занимать всю страницу.

Таб. 1
6 37 751 4338 24 486 537 419
8 58 335 4365 25 385 757 211
4 42 221 6782 34 756 556 288
9 85 758 3746 21 452 334 628
2 97 348 7532 38 459 745 628
6 37 476 4338 96 836 537 419
3 26 751 2564 24 486 225 647
Таб. 2
7
10 5
2 9 14
8 12 1 5
15 4 11 13 3
Таб. 3
9 5 11 33 50
13 64 20 1 14
85 28 7 15 3
19 16 10 17 6
9 18 4 8 81

Упражнение № 9

Проведите взглядом по центру одной из колонок таблицы № 1, стремясь обнаружить подчеркнутую цифру. Начинайте с первой колонки, потом постепенно усложняйте задание. Если к концу занятий вы справитесь с пяти-шестизначными числами, — это будет блестящий результат.

Упражнение № 10

Последовательно отыщите все цифры в таблицах № 2 и № 3 по принципу идеального чтения: одна цифра — одно движение взгляда сверху вниз.

Упражнение № 11

Зафиксируйте одну цифру в таблице № 2 или № 3; удерживая ее краем глаза, ищите следующую. Зафиксируйте одновременно обе цифры и, оставляя в поле зрения последнюю, ищите следующую и так далее. Это упражнение позволяет вывести поле зрения из горизонтальной плоскости.

Упражнение № 12

Ищите в таблицах № 2 и № 3 одновременно две последовательные цифры, фиксируйте их взглядом, а затем ищите две следующие. Взгляд по-прежнему должен двигаться только по вертикали.

Упражнение № 13

Закройте таблицу № 3 листом бумаги. Откройте ее на мгновение и попытайтесь зафиксировать взглядом одну строку. Затем мысленно воспроизведите ее. Начинайте с отдельных элементов: постарайтесь сначала увидеть по очереди все двойки или единицы, затем все однозначные числа, а потом и всю строку в целом. Для начала можно вырезать из бумаги шаблоны, в которых прорези будут соответствовать трем или шести клеткам таблицы. После того, как вы освоили вертикальное движение по узкой колонке текста и начали регулярно практиковаться, настало время наметить новый рубеж.

Боритесь с проговариванием

Субвокализация, или внутренняя речь, — еще один весьма существенный недостаток стандартного чтения. Взрослый человек обычно беззвучно проговаривает все, что читает. Таков стереотип, приобретенный в детстве. Если встречается трудный текст, его начинают произносить медленнее и даже вслух. Поскольку скорость проговаривания ограничена, темп чтения повысить не удается.

Бороться с проговариванием не просто. Если удается подавить внутреннюю речь, то зачастую теряется понимание прочитанного. Полностью отказаться от проговаривания не реально, да и не обязательно. Надо бороться не с внутренней речью, а с зависимостью понимания от нее, то есть учиться читать глазами.

Проговаривание — очень цепкий стереотип. Никакие уловки (повторять во время чтения отвлекающее слово, вести счет и так далее) здесь не помогают. Победой над внутренней речью можно считать ее частичное свертывание. Для этого можно воспользоваться методом «скоростного давления».

Упражнение № 14

Двигаясь взглядом по журнальной колонке (20–22 знака) в умеренном темпе, попробуйте сделать небольшое ускорение (на несколько строк) и потом опять вернуться к прежней скорости (быстрый шаг, прерванный прыжком). У вас должно возникнуть ощущение, что небольшой участок текста вы поняли, но просто не успели проговорить. Надо начинать с маленьких отрезков, иначе ваш «страж» (то есть программа восприятия текста) забьет тревогу и отключит понимание. Вначале можно сразу после ускорения остановиться и задним числом проговорить эти две-три строки.

Постепенно увеличивайте длину"прыжка" до пяти-десяти строк. Приучайтесь к движению с переменной скоростью; пытайтесь оторваться от своей внутренней речи на несколько мгновений, а потом дайте ей занять свое место. Свидетельством совершенства должно стать соответствие отрывков внутренней речи ключевым местам текста. Это будет означать, что, несмотря на быстрое движение по колонке, ваш «страж», занятый теперь нужным делом, успевает сразу же проводить первичную обработку материала. Работе с проговариванием надо уделять ежедневно по 15–20 минут. В конце обучения эта задача станет основной.

Расширяйте кругозор

Итак, вы читаете колонку шириной 20–30 знаков в идеальном режиме. Если круг вашего чтения — журналы и газеты, можно таким интервалом и удовлетвориться. Но если вы работаете в основном с книгами, то надо продолжить занятия.

Напечатайте текст пирамидой так, чтобы его основание по числу знаков приближалось к ширине книжной страницы. При чтении старайтесь продвинуться как можно ниже, следуя взглядом по центру. Широкие строки постарайтесь охватить за две фиксации. В таком режиме, с частично подавленной тренировками внутренней речью, книги можно читать довольно быстро.

Упражнение № 15

Это чисто тренировочное упражнение, которое позволит вам исследовать свои скоростные возможности. Выберите легкий, развлекательный текст и заставьте себя читать очень быстро — перелистывайте страницы книги каждые 15–20 секунд. Конечно, часть текста будет оставаться непрочитанной, но вы испробуете максимально возможную для вас скорость чтения.

Упражнение № 16

Попрактикуйтесь в реферировании текста — это крайне важно для эффективного усвоения материала. Связно и коротко изложить содержание прочитанного, уловить основные идеи и отбросить второстепенные детали — для этого тоже нужна практика. Чем ниже ваша читательская квалификация, тем важнее для вас развить этот навык. Попробуйте составлять письменные микрорефераты интересных для вас текстов, причем не длиннее нескольких предложений: краткость — обязательное условие. Вы убедитесь, как непросто точно и емко выразить то, что в общих чертах кажется понятным.

Упражнение № 17

Напишите такие

мини-тексты
Ищите заго-

ловки в газете.
Читайте за

один взгляд.
Один взгляд

в центр абзаца
Компактный

заголовок
находка

для вас

Упражнение № 18

Изготовьте подобные рисунки. Фиксируйте взгляд в центре, понемногу уменьшая время экспозиции. Потом закройте рисунок листом бумаги и запишите цифры по памяти.

  5  
9 7 3
  6  

Рис. 1

Упражнение № 19

Ищите последовательно цифры в таблице № 4 следующим образом: одна цифра — один взгляд в центр таблицы.

Таб. 4
2 7 5
9 4 1
6 3 8

Упражнение № 20

Читая узкую журнальную колонку по центру попробуйте чередовать плавное движение взгляда с прерывистым — по фрагментам в две-четыре строки. Кстати, чтение даже минимальными фрагментами — прекрасный способ борьбы с проговариванием.

Эффективное просматривание

Допустим, вам нужно внутри большого текста найти определенные цифры, имена, факты. Установка может быть различной. И тут, воспользовавшись техникой эффективного чтения, можно прибегнуть к просматриванию. Попробовав это сделать, вы легко убедитесь в том, что работу по отбору информации при просматривании мозг способен выполнять автоматически, на до только «запустить программу». Когда в поле вашего зрения попадает нужная информация, «страж» переключит фокусировку, и перед глазами встанет искомая цифра или слово.

Упражнение № 21

Возьмите сложный текст, насыщенный фактическим материалом. Начните с простейшей задачи: определите за 5–10 секунд количество цифр на странице, а затем проверьте себя. Не пытайтесь читать текст — лишь скользите по нему взглядом. Постепенно усложняйте и расширяйте задачу. Вы можете искать числительные, написанные словами; названия малознакомых предметов; упоминания об определенных вещах; обо всем, что имеет отношение к некоторой теме. Когда вы освоитесь с такими заданиями, попробуйте вырабатывать установку не только на факты, но и на определенные идеи. В этом случае просматривайте небольшой текст (примерное время — 15–20 секунд на страницу) и, опираясь на ключевые слова, напишите его реферат. Потом проверьте себя: правильно ли вы выделили основные мысли.


Оставить комментарий через «В контакте»

  • Календарь

    Апрель 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Дек    
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
  • Облако тегов

    Для вывода облака тегов WP_Cumulus необходим Flash Player 9 или выше.

  • Я ВКонтакте

  • Счетчики