Реклама:


Пишем детектив

Задумывались ли вы когда-нибудь о написании собственной книги? А как насчет того, чтобы написать детектив?

Пишем детектив

Пишем детектив

Скелет повествования

Еще Аристотель в своей «Поэтике» писал, что у драмы непременно должны быть начало, середина и конец (завязка, кульминация и развязка).

Это универсальный принцип, на его основе построены практически все удачные книги, фильмы, спектакли и т. п. Хорошая история (детективная в том числе) точно так же должна подчиняться ему — это относится практически к любому жанру, кроме чисто информационного. Начало (завязка) истории описывает (или создает в душе читателя) какой-то диссонанс, конфликт, напряжение — какое-то событие, нарушающее повседневный ход вещей, какие-то необычные действия, предпринятые героем, какую-то проблему, которая заставит читателя задуматься или испугаться, какой-то вопрос, ответ на который читатель захочет либо получить в тексте, либо найти самостоятельно и т. п. Затем напряжение постепенно нарастает — конфликт обостряется, перед героем возникают препятствия, вопрос оказывается сложнее, чем казался... В какой-то момент напряжение достигает своего максимума, пика (наступает кульминация) — конфликт обостряется до предела, герой оказывается в положении «пан или пропал», проблема становится значительно более серьезной, нежели выглядела в начале книги, вопрос, казавшийся ранее просто любопытным, оказывается, чуть ли не жизненно важным и т. п. В окончании же (развязке) напряжение спадает — конфликт так или иначе, разрешается, герой добивается успеха или же терпит окончательное поражение, проблема решается тем или иным способом, либо читатель получает информацию о том, как ее можно решить, находится ответ на вопрос или же читатель узнает, как он может найти его самостоятельно и т. п. Между завязкой и кульминацией, как правило, проходит в несколько раз больше времени, чем между кульминацией и развязкой. В крупных литературных произведениях обычно есть несколько сюжетных линий, каждая — со своей структурой «завязка — кульминация — развязка», для детектива их должно быть минимум 3 (и неограниченное число мелких интриг, насыщающих повествование).

Пример: В «Трех мушкетерах» завязкой явилось то, что д’Артаньян отправился в Париж, чтобы стать мушкетером, затем он столкнулся с различными препятствиями, кульминацией стала поездка в Англию за подвесками королевы — а развязка наступила, когда д’Артаньян получил приказ о назначении его лейтенантом мушкетеров. В книге (и фильме) «Место встречи изменить нельзя» Шарапов вызван в Москву, чтобы помочь Жеглову обезвредить банду «Черная кошка» (завязка), в какой-то момент он оказывается в руках бандитов и подвергается смертельной опасности (кульминация), но в итоге ему удается спастись, а преступники попадают в руки правосудия (развязка).

Наиболее техничны в этом отношении детективы. Достаточно прочитать несколько и вы уловите все эти нюансы.

Название (заголовок) повествования

Если мы сравним написание книги с рыбалкой, заголовок играет роль наживки — он должен привлечь внимание читателя. Начало работает как крючок — оно должно «зацепить» читателя и вызвать у него желание прочитать книгу до конца. Если приманка не будет аппетитной — рыба не заинтересуется ею, если крючок слабый и тупой — рыба сорвется. Сам текст — леска и удочка. Окончание же — это тот самый рывок удилища, который выдергивает рыбу из воды, именно оно определяет те выводы, которые читатель сделает после прочтения Вашей книги. Если окончание скомканное и невнятное, то читатель лишь пожмет плечами (а то и сплюнет) и подумает: «Ну и что же хотел сказать автор?!»

Существует несколько способов создания «цепляющих» заголовков:

1-й способ — «Шок» («ЧТО?!!!»). Суть этого способа в том, чтобы с ходу удивить или напугать читателя, заставив его подумать (а в идеале — вскрикнуть): «ЧТО?!!!» Начало истории может описывать какое-то чудо или какой то кошмар, что-то необычное, нелогичное, неприличное или пугающее — важно, чтобы это на миг выбило читателя из колеи.

Примеры: «Ноги держи!» — бросил мне напарник, спрятав финку за голенище. Раскачав окровавленное тело, мы сбросили его с обрыва. Через несколько секунд снизу донесся всплеск. Напарник, глянув вниз, одобрительно кивнул, ухмыльнулся: «Чисто сработано. Шеф будет доволен», — и помахал рукой кинокамере«.

«Несколько лет назад простой английский парень 17-ти лет, Мэтью Бивэн, чуть было не нажал ядерную кнопку и не начал III Мировую войну».

2-й способ — «Задать вопрос». Заголовок должен представлять собой вопрос, причем такой вопрос, ответ на который, во-первых, будет представлять интерес для читателя и, во-вторых, не будет очевиден.

Примеры: «Как в космосе в баню ходят?»; «Зачем ломают самолеты?»; «Худеют ли от сигарет?»

3-й способ — «Шокировать читателя». Заголовок должен сообщать о чем-то удивительном или пугающем.

Примеры: «Катастрофа будет в полдень», «Человек весом в тонну», «Они знают о тебе все», «Конец света в Сан-Франциско», «Здесь делают алмазы», «Цель арестов остается неизвестной».

Работа с текстом

А теперь перейдем к приемам работы с текстом.

Один из способов начать текст — «Провокация» или «С разбегу об телегу» («Да... да... ЧТО?!!!»). Используя этот прием, вы берете читателя за руку и ведете его, подсовывая ему утверждения, с которыми он наверняка согласится. «Да, да... Все именно так...» — думает читатель. И тут перед ним вырастает стена, в которую он врезается со всего ходу с криком: «ЧТО?!!!» — утверждение, опровергающее или обесценивающее все сказанное ранее. Сперва вы подсовываете читателю что-то, соответствующее стереотипу его мышления, а потом одним ударом ломаете этот стереотип.

Пример: «Среди многочисленных тестов существует и такой: Вам предлагается выбрать президента США из трех кандидатов. О первом известно, что он старый пьянчуга, неспособный заснуть без пары стаканчиков виски, второй — развратник, изменяющий жене и приживший ребенка от любовницы, третий же ни в чем подобном не замечен, герой-фронтовик, известный оратор, вегетарианец из этических побуждений... Разумеется, Вы выбираете третьего кандидата — и Вам сообщают, что Вы только что избрали главой правительства Адольфа Гитлера, отвергнув Авраама Линкольна и Бенджамина Франклина».

Новичкам свойственно писать прямо: «Василий Иванович был взволнован», «Маша обрадовалась», «наступила зима» и т. п. Более опытный литератор в той же ситуации воспользуется не словами — названиями эмоций или явлений, а образами.

Пример: «Василий Иванович вскочил из-за стола и начал ходить взад и вперед по комнате, дергая свой ус», «Маша с визгом повисла у меня на шее, болтая ногами» или «выпал первый снег».

Очень часто можно вызвать у читателя эмоциональную реакцию, показав большее через меньшее — с помощью какой-то небольшой детали или какого-то действия, описание которого занимает лишь несколько слов, можно показать характер человека, а то и всю его жизнь, можно описать страну, город или народ и т. п.

Пример: Из одного старого-престарого спектакля: «Посреди дороги лежит камень, человек спотыкается об него, падает, поднимается и идет дальше, другой человек точно так же спотыкается о камень, поднимается и оттаскивает камень с дороги на обочину, третий человек, проходя по дороге, замечает камень на обочине и вытаскивает его назад, на середину дороги», — не было произнесено ни одного слова, все действие длилось лишь несколько секунд, а зрители уже представляют себе характер каждого из персонажей. Вот еще несколько примеров таких деталей, характеризующих героя: «Напротив сидел человек с сабельным шрамом», «Все карандаши на его столе лежали параллельно», «Чтобы не утруждать себя мытьем посуды, он просто складывал тарелки в унитаз и пару раз спускал воду».

Обращали ли Вы когда-нибудь внимание на то, что в русском языке (как, впрочем, и в любом другом) существует несколько разных слов (синонимов) для обозначения одного и того же понятия? У слова «еда» есть как минимум три синонима, у слова «бежать» — около десятка, а у слова «сволочь» — более тридцати литературных и еще почти столько же непечатных синонимов (да, воистину велик и могуч русский язык). Зачем же нужно такое многообразие? Дело в том, что эти слова несут различную смысловую нагрузку, различный оттенок либо различный тон.

Со смысловой нагрузкой все понятно: слово «удирать» хоть и может иногда выступать заменителем слова «нестись», но все же предполагает бег от кого-то, «нестись» же можно и в магазин, который скоро закроют. «Меч» конструктивно отличается от «сабли», «выпить» предполагает процесс, в то время как «напиться» его результат, а «ублюдок» является внебрачным ребенком, в отличие от «подонка», который вполне мог появиться на свет в полной семье.

С оттенками чуть сложнее. Оттенок (или, иначе, «коннотация») — некий набор эмоций, слов или образов, которые тянет за собой то или иное слово. Возьмем слова «шпион» и «разведчик». Смысл у них один и тот же, но какова разница в оттенках! «Разведчик» — это представитель героической профессии, им можно гордиться, о нем можно снимать фильмы, дети могут мечтать стать разведчиками. Но кто захочет стать «шпионом»? «Шпионом» нельзя «восхищаться» или «гордиться», его можно только «разоблачить» и «поставить к стенке». «Разведчик» всегда «наш», «шпион» всегда «их». Может ли волк «дуть» за зайцем? А вот заяц «дунуть» от волка, разумеется, может — равно как и «дать стрекача». «Убийца» лишает человека жизни по своему решению — в отличие от «палача», который служит исполнителем чужого решения. И т. д. и т. п. Раз уж мы упомянули ругательства — можно, восхищаясь человеком, назвать его «сукиным сыном» («Ай да Сашка, ай да сукин сын!») или «канальей», но уж никак нельзя восхититься «мразью» или «висельником». Вы понимаете, почему? Тон — это количество эмоций, которые порождает слово. Возьмем для примера слова «еда» и «пища» (либо «питание»). Пищу можно «принимать», еду же «принимать» нельзя — зато ее можно «вкушать», ее можно «готовить», ею можно «наслаждаться». А попробуйте понаслаждаться «пищей»! Еда может быть «вкусной», «смачной», «лакомой», «аппетитной» — пища же может быть «здоровой», «диетической», «обильной» и т. п. О «еде» говорят в повседневной жизни, о «пище» обычно рассуждают врачи.

Если вы хотите, чтобы ваши тексты вызывали у читателя именно те мысли и эмоции, которые вы в них вкладываете — подбирайте слова так, чтобы их смысл, оттенок и тон всегда соответствовал тому, что вы хотите сказать.

И на закуску — один профессиональный прием. Он называется «Я — камера» и суть его в том, что автор описывает некие события, желая вызвать у читателя сильные эмоции, но при этом он использует слова в нейтральном и умеренном тоне, описывая лишь то, что видит и слышит свидетель сцены, не добавляя ни эмоций, ни оценок. Вот классический пример такого текста: «...в конце проулка справа от нас лежала груда трупов. Их было там больше десятка — молодые люди, чьи руки и ноги сплелись в предсмертной агонии. Все они были убиты выстрелом в упор в левый или правый висок. Пули сорвали кожу до уха и вошли в мозг. У иных по левой стороне горла тянулись ярко-алые шрамы. Один из них был кастрирован. Глаза у всех были открыты, мухи еще не успели облепить их тела. Самому юному из убитых было не больше 12-13 лет. С другой стороны аллеи мы нашли тела пятерых женщин и нескольких детей...»

Обратите внимание, как ужасная атмосфера передается в спокойном тоне, преимущественно нейтральными словами.

Упражнения

1. Попробуйте самостоятельно разобрать пять-семь статей из разных газет и журналов и проследить в них развитие сюжета — завязку, кульминацию и развязку.

2. Опишите двумя-тремя строчками поведение какого-то человека так, чтобы читателю стало ясно его внутреннее состояние. При этом не упоминайте чувства или ощущения этого человека — только его внешность и поведение. Сделайте с десяток таких зарисовок, «показывающих» разные эмоции, разные состояния.

3. Придумайте 10 примеров, детали, описание которой занимает не больше половины строки, и которая должна исчерпывающе характеризовать человека (или, по меньшей мере, какую-то черту его характера или какой-то важный этап биографии), животное или предмет.

4. Возьмите любой свой текст (если такового не существует — напишите). Сократите его вдвое. Дайте ему отлежаться один день. Вернитесь к шагу «б».

Продолжайте этот процесс до тех пор, пока размер текста не будет превышать 2-3 фраз.

5. Откройте любую книгу и наугад выберите 10 слов. Подберите к каждому из них синонимы в стерильном, нейтрально-умеренном и повышенно-эмоциональном тоне. Подберите к исходным словам синонимы, которые не могут быть использованы в исходном контексте из-за другого оттенка.


Оставить комментарий через «В контакте»

  • Календарь

    Июль 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Дек    
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31  
  • Облако тегов

    Для вывода облака тегов WP_Cumulus необходим Flash Player 9 или выше.

  • Я ВКонтакте

  • Счетчики